http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=97544 08 июнь 2010г.
Краткость как мера таланта
Егор Кончаловский: Чем старше режиссер, тем труднее от него получить внятную историю на пять минут
Два года выпиливал Егор Кончаловский по модному лекалу альманах «Москва, я люблю тебя!». Картину показали на открытии 21-го «Кинотавра» и, по словам режиссера, лучшей фокус-группы ему нельзя было сыскать.
«Москва, я люблю тебя!» – это коллективный творческий проект, над которым под креативным руководством Кончаловского работали 18 известных и не очень режиссеров и сценаристов. Смотреть такое кино, надо сказать, не очень легко, сюжеты наступают друг на друга, раздражают, запутывают, и в финале ты с трудом вспоминаешь, что же наиболее впечатлило. Конечно, как известно, одному нравится арбуз, другому свиной хрящик, тем не менее… Вот самые яркие сюжеты альманаха.
Первый. «Mosca ti aмo» Александра Касаткина. Она – Светлана Иванова. Он - итальянец Джулиано ди-Капуа. Сладкая парочка в постели, к ним ломится милиция-полиция, чтобы проверить регистрацию. Парень в ужасе забирается на карниз университета… Смешно и очень узнаваемо…
Второй. «Joв» Артема Михалкова, сценарий Ивана Охлобыстина. Григорий Антипенко играет человека, который устраивается на работу в престижную зарубежную фирму. Он проходит унизительный допрос, чтобы оказаться потом …огромной живой игрушкой на подступах к Красной площади… Тонкая сатира на их и наши нравы… Третий. «Настоящая жизнь» Ивана Охлобыстина. Артем Михалков играет внука, Александр Пашутин – его умирающего деда, Владимир Долинский – врача-сладкоежку, Ирина Бразговка - мать героя. Мораль – жизнь начинается за пределами ночных клубов, а те, кто регулярно встречает рассвет – избранные, их немного, и это радует.
Четвертый. «В Центре ГУМа у фонтана» (какие сладкие слова для москвича!) Екатерины Двигубской. В ролях - она же плюс Дмитрий Дюжев, Наталья Фатеева, Альберт Филозов, Любовь Толкалина. ГУМ, правда, уже не тот рабоче-крестьянский, а скорее, пафосно-олигархический, но фонтан на месте, и люди у него так же надеются встретить свою прошлую или будущую любовь… Очень добрая и позитивная интонация. К тому же ювелирная актерская работа – на уровне взгляда и жеста.
Пятый. «Москвичи» самого Егора Кончаловского по сценарию того же Ивана Охлобыстина. Последний снялся же в роли отморозка на пару с Вадимом Цаллати. Коренные москвичи – это по версии Охлобыстина-Кончаловского, негры, кавказцы и прочие «хозяева» города. Уморительная, умная и едкая сатира, нашпигованная неординарной анимацией.
Шестой. Блестящий «Объект №1» Мурада Ибрагимбекова, который уже показали в Венеции. Весьма символичная история о том, что пора демонтировать кремлевские звезды – в буквальном смысле. Два друга высотника, один постарше, другой помоложе, показывают чудеса эквилибристики на высоте птичьего полета… Эти задорные «не кочегары и не плотники» как-то невзначай подбираются к «Объекту №1». Что скажет по этому поводу КПФР (да, сдается, и «Единая Россия»), догадаться нетрудно. Но какая шикарная эстетика! Черно-белый цвет, с яркими цветными вставками… Работа высокого класса – как по форме, так и по метафорическому содержанию. Напоминание о том, что любить Москву – это вовсе не значит обожать Кремль и его окрестности.
А вот самая странная история – это непонятный сюжет «Барада (Неприятная ситуация)» Элины Суни – две девушки в белом и с собачками под мышкой прибегают в кафе, обеих оттуда вышвыривают и они долго и нудно лепечут на каком-то сленге о своих обидках на жизнь и мужиков, которые все как один гномы и уроды…
Собственно, жизнь «простого народа» всплывает лишь в двух сюжетах – рассказе о китаянке-скрипачке («Письмо бабушке Уйне» Георгия Натансона) и истории о работнице метростроя, которая по ночам рисует картины, полные солнечного света, - «Этюд в светлых тонах» Василия Чигинского). Но и тут героини достаточно экзотичны. Кажется, авторы даже не подозревают, что три четверти москвичей проживают не в ЦАО, а в спальных районах… Впрочем, задачи показать московские районы и не стояло перед авторами, главное тут, по убеждению Кончаловского, реальные человеческие истории. Он так говорит об идее фильма:
- Меня приглашали в Париж участвовать в картине «Париж, я люблю тебя!». Но не получилось. Бывает так, и часто. И мы подумали, почему бы не сделать аналогичный проект в нашей и прекрасной столице Москве… У каждого есть свои воспоминания о Париже, Москва пока, к сожалению, не дает такого повода художникам. Тем не менее, наш проект интернациональный, в нем участвуют грузинские, азербайджанские, еврейские режиссеры.
Оказывается, Кончаловский до сих пор не посмотрел ни «Париж», ни «Нью-Йорк». Обещает:
- Сейчас посмотрю. Не хотелось себя ни расстраивать, ни радовать…
На критику реагирует адекватно:
- Этот проект действительно неровен и эклектичен. Как некоторые сюжеты сняты, мне не очень нравится. Но когда мы с генеральным продюсером Юрием Гольцером утверждали сценарий – с того момента мы практически не вмешивались в работу авторов. Я приезжал на площадку. Но стоять за спиной автора глупо. Я не смогу снять за них. Кстати, изначально нам с Глоцером сценарий очень нравился. Но потом… Я представлял съемки некоторых новелл иначе…
Кончаловский иллюстрирует это примером той невнятной новеллы «Барада»:
- Изначально сценарий был рассказан нормальными человеческими словами. Было понятно, о чем это и зачем. А потом режиссер (Элина Суни) решила сделать новые диалоги – и получился такой текст, который мало кому понятен. Я сам не понимаю до конца эту историю, честно скажу… Но это очень женская тема. Наверное, она имела в виду, что в обществе перевелись нормальные мужчины, за которых можно выйти замуж.
У нас, кстати, вообще крен в женскую режиссуру - мы посчитали, 33 процента женщин в проекте! Между тем поиски режиссеров тоже происходили достаточно драматично:
- Через наши «липкие руки» прошло сотни две сценариев, - говорит режиссер. - К удивлению, крупные российские режиссеры, те, у кого не было опыта работы в малом жанре – рекламе, клипах, -отказывались… Для них оказывалось достаточно проблематично написать такую внятную пятиминутку… Люди с громкими именами меня удивляли такой неспособностью. Когда мы отчаялись получить что-то внятное от мэтров российского кинематографа – мы пошли по другому пути: предложили проект режиссерам, которые уже как-то отметились своими картинами… Мы поняли: чем старше режиссер, тем труднее получить от него внятную историю на 5 минут…
Кончаловский подчеркивает, что съемки вылились в невероятно трудоемкий процесс:
- Да, получилась такая сборная солянка. Это хорошо или плохо… Но мы сделали все, что было в наших силах. Усилия были приложены невероятные.
Вначале казалось, что это достаточно легко – начнем и закончим. Это была иллюзия. Процесс оказался гораздо более трудоемким, сложным, чем казался вначале.18 производств, 18 творческих групп, разные операторы, композиторы и т.д. То, что получилось - это плод огромного совместного труда… .
Дмитрий Дюжев, сыгравший в новелле Двигубской мужчину мечты девушки Крем-Брюлле, добавляет:
- Участие в фильме было настолько серьезным делом… У тебя несколько реплик и ты должен в них выразить в них внутреннее содержание… Ты играешь целую историю – чтобы зритель угадал предысторию.
Следующий свой проект Егор Кончаловский снимает в Казахстане. Называется он «Возвращение в А». И обещает он быть таким же трудоемким и непростым……
Наталья БОБРОВА Сочи