http://www.gudok.ru/culture/?pub_id=394356 17.04.2011
За всё в ответе
В Москве в Театре на Серпуховке при информационной поддержке РЖД готовится спектакль польского режиссёра Кшиштофа Занусси
Спектакль «Все мои сыновья» поставлен по пьесе Артура Миллера. О пьесе, режиссёре, репетициях мы поговорили с продюсером спектакля, актёром и президентом общенациональной программы «В кругу семьи» Александром Ковтунцом.
– Александр Сергеевич, как получилось, что польский режиссёр взялся ставить пьесу с русскими актёрами?
– Кшиштоф Занусси неоднократно был председателем жюри Международного кинофестиваля «В кругу семьи», который проходит в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», является членом её попечительского совета. Ежегодно программа начинает реализовывать один из новых социальных или культурных благотворительных проектов, которые способствовали бы укреплению семьи. Что, собственно, и является её главной задачей. Когда было принято решение сделать в рамках программы спектакль, то первым делом подумали о кандидатуре Кшиштофа Занусси, зная его колоссальный режиссёрский опыт, великолепные человеческие качества. Он предложение принял.
– Пьеса Миллера «Все мои сыновья» считается тяжёлой для восприятия, хотя поставивший её на Бродвее в 1947 году Элиа Казан получил за спектакль самый первый «Тони» – театральный аналог «Оскара». Почему была выбрана именно эта пьеса?
– Пьесу предложил Кшиштоф Занусси, так как для него очень важен момент, связанный с личной ответственностью человека. Кроме того, ему хотелось отразить мысль, что в итоге жизни никого не минует неотвратимость наказания за предательство по отношению к себе и другим. Иными словами, прошлое всегда определяет настоящее.
Действие разворачивается по окончании Второй мировой войны в семье провинциального промышленника. Судьбы членов этой семьи тесно переплетены с войной: сыновья воевали в американской армии, но один вернулся, а второй, лётчик, пропал без вести. Зрители очень сопереживают матери, которая отказывается верить, что больше никогда не увидит своего сына. В пьесе много животрепещущих тем, которые касаются любой семьи.
– По какому принципу отбирались актёры для этой постановки?
– Кшиштоф Занусси, как и положено мастеру такого масштаба, любит работать с актёрами разных стран. Он ставил свои спектакли в Германии, Франции, России, в частности в Москве. Исполнителей для этой пьесы он выбирал самостоятельно, просмотрев довольно много кандидатур – и театральных, и из мира кино. И в итоге утвердил на главные роли Екатерину Васильеву и Валерия Золотухина. В остальных ролях – менее известные широкой публике актёры, но сам Занусси их знает по совместной работе. Например, Дениса Баландина и Нелли Уварову. С Анастасией Веденской, Сергеем Пинегиным, Алексеем Савченко и вашим покорным слугой, также занятыми в спектакле, он прежде не работал, но тем не менее позвал к себе. Будем надеяться, что не в последний раз!
– Что за персонаж адвокат Джордж Дивер, которого вы играете?
– Роль далась мне не просто, потому что в характере моего героя есть определённые черты, которые мне не присущи, по крайней мере их не сразу удалось в себе отыскать. Он сильно похож на отца. А его отец, по описанию Артура Миллера, слабохарактерный, не в состоянии признать свои ошибки и вообще взять на себя какую-то ответственность. В то же время Джордж Дивер воевал, получил много медалей. Узнав, что отец осуждён, он не кидается к нему, чтобы узнать, что же там произошло на самом деле, а отрекается от него.
– Тяжело было уговорить сыграть в спектакле Екатерину Васильеву? Известно, что она глубоко верующий человек и соглашается далеко не на каждый проект.
– Для Екатерины Сергеевны изначально было важно, что режиссёром будет Занусси, поскольку двадцать лет назад она играла в его спектакле, знает его как человека и как мастера. А прочитав пьесу, сразу дала согласие. Первоначально она планировала не играть в Великий пост, но после премьеры сказала, что на этот спектакль её наверняка благословят играть в любое время, потому что он высоконравственный. Так оно и вышло: мы уже играли спектакль во время Великого поста в Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. А премьера в Москве у нас будет 25 апреля, на следующий день после праздника Пасхи.
– Как складывалась работа режиссёра с актёрами, удалось найти взаимопонимание?
– У пана Кшиштофа была задача не просто поставить спектакль, а возродить старую форму работы, когда бродячие театральные труппы фактически жили семьёй. И мы уехали на три недели в Варшаву, в его загородный дом. Просыпались, шли на репетицию, потом был обед, где мы продолжали обсуждать спектакль, после обеда снова была репетиция, а вечером снова обсуждение… Время от времени он вывозил нас в варшавские театры и музеи. Весь этот процесс является у него глубоко продуманным, частью работы по созданию спектакля и его атмосферы. Обозначая основные черты персонажа, он ждёт, что дальше актёры будут предлагать своё видение роли и сами наполнять образ, делать его живым. Тем, кто работал по его системе первый раз, было непросто, ведь российская школа совсем другая – жёсткого режиссёрского давления. Валерий Сергеевич Золотухин поначалу был даже шокирован и не очень понимал, что происходит, но к концу сказал, что это потрясающая система: она даёт актёру возможность проявить свой внутренний мир.
– Не тяжело было репетировать в чужом доме, чужой стране?
– Обстановка в доме была очень комфортная и доверительная – у Кшиштофа Занусси постоянно живут его родственники и многочисленные гости, а также девять собак и четыре кошки. За время нашего пребывания к нему приезжали студенты из нашей Вологды, Албании, Белоруссии, Украины. Даже при нас процесс приезда-отъезда гостей в его доме шёл беспрерывно. При этом он успевал давать интервью, летать по делам в другие города. То есть его активная жизнь не останавливалась и во время наших репетиций. Конечно, этот ритм он не мог бы выдерживать, если бы не его верная и любящая супруга пани Эльжбета. Потрясающая женщина! Если пан Кшиштоф едет на машине от своего дома до метро сорок минут, то пани Эльжбета – пятнадцать. Это не человек, а ураган. Она косит траву, рубит дрова, безумно вкусно готовит и рада каждому гостю.
– Суждена ли спектаклю долгая жизнь?
– Российская премьера прошла 4 декабря в Екатеринбурге, за это время мы сыграли восемь спектаклей по стране, и всегда в конце зал провожает актёров стоя. Многие – со слезами на глазах. Но, как признавались нам зрители, они выходят после спектакля не опустошёнными, а с новыми мыслями и эмоциями. И, конечно, нам хотелось бы, чтобы у постановки был хороший цикл антрепризного спектакля – пять-семь лет, тем более что и тема пьесы не сиюминутная, и декорации у нас хорошие, не два стула. Может, поэтому нас активно приглашают уже сейчас с гастролями в разные города, и не только в российские.
Беседовала Людмила Петрова.